В установке и подключении усилителей как и установке акустики, сабвуферов нет особых сложностей. Вам потребуется опыт монтажа и демонтажа обшивки салона, опыт работы с электропроводкой. В зимнее время все работы желательно проводить в теплом боксе — пластик обшивки салона и изоляция проводов на морозе становятся хрупкими.
До начала работ составьте схему подключения со всеми разъемами, блоками, кабелями и проводами, это упростит процесс.
Подбор качественных компонентов, продуманное подключение и индивидуальные настройки всей системы — залог отличного звука в вашем автомобиле, в наших магазинах и установочных центрах вам помогут решить этот вопрос
Если вы самостоятельно выбираете автомобильный усилитель, то, при наличии опыта работы с электрикой, сможете самостоятельно установить его в машину. Для этого надо знать схемы подключения усилителя, динамиков и сабвуфера, и подготовить комплект установочных проводов. Давайте разберёмся в этом вопросе:
Что такое усилитель и зачем он нужен?
Усилитель - это устройство для увеличения энергетических параметров сигнала с использованием энергии вспомогательного источника питания.Усилители звука нужны для улучшения его качества, а не для повышения громкости звука. С грамотно подобранным усилителем звук останется чистым даже на высокой громкости. Хорошо сбалансированные частоты и на небольшой громкости слушать приятно. Искажения звука, посторонние шумы и трески — все это исчезнет после установки усилителя. А наличие в нем нескольких выходных каскадов создаст объемный звук в салоне автомобиля.
Обычно в штатном головном устройстве автомобиля или в сторонней магнитоле уже имеется усилитель, его мощности мощности достаточно для штатной акустики. Разъем для подключения сабвуфера в автомагнитоле обычно отсутствует, а также он не справиться с мощной акустикой.
Усилители делятся на классы, каждый класс обозначает принцип работы.
Класс A
Усилители этого класса уже считаются безнадежно устаревшими. Достоинство — минимальные искажения на малых уровнях сигнала. А минусов гораздо больше: искажения на высоких уровнях сигнала, низкий КПД (до 30%), повышенный нагрев.
Класс B
Противоположен классу A. Представителям этого класса присущ высокий уровень искажений при малом уровне сигнала.
Класс AB
«золотая середина» между классами A и B. Усилители сильно нагреваются и имеют низкий уровень КПД — 50-60%. Объясняется это работой выходных транзисторов в ждущем режим — приоткрыты при отсутствии сигнала и открываются при проявлении малейшего сигнала. Тем не менее качественный звук перекрывает недостатки и делает усилители класса AB более востребованными на рынке.
Класс D
Термин D порядковая литера после A, B, С. Многие считают, что класс получил свое название от слова Digital. но термин появился задолго до появления «цифры» — в 1955 году
Вначале усилители этого класса преобразуют входной аналоговый сигнал в импульсный с постоянной амплитудой. Импульс мгновенно открывает выходные транзистора, пауза между импульсами — закрывает с той же скоростью.
Затем усиленный сигнал через LC-фильтр снова приобретает исходную непрерывную (аналоговую) форму и подается на динамики.
Потери мощности усилителей этого класса минимальны, усилители не греются и имеют высокий КПД.
Входной сигнал в усилителях класса D преобразовывался в импульсный с низкой частотой, это обеспечивало работу только в сабвуферном диапазоне.
С учетом этой специфики использования моноблоки с одним выходным каналом оснащались фильтрами низких и инфранизких частот.
Создание современных и качественных транзисторов позволило расширить сферу применения усилителей класса D. Широкополосные усилители этого класса появились и рассчитанны на использование не только с сабвуферами, но и с акустическими системами. Количество их выходных каналов возросло до четырех. Также в продаже появились усилители класса D с 6-8 выходными каналами.
Но по-прежнему усилители этого класса востребованы в одноканальном варианте. С одним линейным входом и выходом на один динамик.
Класс AB + D.
Усилители этого класса соответствуют классу AB, но в них дополнительно присутствует сабвуферный канал, выполненный с использованием схемотехники класса D.
Это позволяет подключать к ним как низкочастотный динамик, так и акустику с широким диапазоном частот.
Как определить мощность усилителя.
Основная характеристика всех усилителей — выходная мощность. Зачастую производитель усилителя в рекламных целях указывает на его красочной упаковке пиковую мощность.
Пиковая мощность или PMPO (Peak Music Power Output) — это максимальная мощность, которую без повреждений может выдать усилитель в течение одной-двух секунд при подаче сигнала 200 Гц.
Реально же усилитель работает в совсем других условиях. Поэтому необходимо выяснить истинную мощность усилителя. От этого зависит в первую очередь правильный выбор кабеля питания.
В России используются два параметра мощности — номинальная и синусоидальная.
Номинальная мощность определяется при среднем положении регулятора громкости усилителя, при котором показатели гармонических искажений соответствуют заявленному значению. Ведь главное качество усилителя не громкость, а качество звука. Вряд ли найдутся вменяемые автолюбители-меломаны, слушающие громкую музыку с большими искажениями.
Синусоидальная же мощность или мощность RMS (Rated Maximum Sinusoidal) — это предельная мощность, при которой усилитель может работать в течение одного часа с музыкальным сигналом без физического повреждения.
Закон Ома.
Мощность указывается для разных сопротивлений акустической системы. Следовательно, мощность усилителя надо соотносить с мощностью динамиков в зависимости от выбранной схемы их подключений.
Примерное их соотношение должно быть в пределах один к одному. Предпочтительнее чтобы мощность усилителя была чуть больше мощности акустической системы. Это важно при подключении низкочастотных динамиков.
Установка и подключение усилителя.
Куда лучше установить усилитель?
При установке усилителя в автомобиле необходимо обеспечить:
1. Надежное крепление усилителя;
2. Доступ воздуха к охлаждению;
3. Надежность кабеля питания;
4. Cвободный доступ к регулировкам усилителя;
При установке необходимо использовать проставку из дерева и пластика чтобы корпус усилителя не касался кузова.
Усилитель класса B сильно не греется, то для него выбрать место для установки гораздо легче. Можно использовать даже перчаточный ящик (бардачок).
А усилителям класса AB необходимо обеспечить в первую очередь хорошую продуваемость. Обычно устанавливают их под заднюю полку или в багажнике.
Привлекателен вариант установки усилителя под водительское кресло — не надо тянуть длинные провода для его питания. Да и головная магнитола находится очень близко. Но здесь необходим демонтаж водительского кресла и грамотное крепление усилителя. В противном случае его постоянно будут задевать ногами пассажиры заднего сиденья.
Важное условие во всех вариантах: легкий демонтаж при чистке салона и легкий доступ к регулировкам усилителя.
Комплект проводки для подключения усилителя
Для питания усилителя требуется кабель солидного сечения: чем мощнее усилитель, тем толще должен быть проводник. Чем толще провод, тем ниже его сопротивление и тем ниже возможность искажения звука при сильных перепадах напряжения.
Для расчета нужной толщины провода можно поискать доступный в сети калькулятор, а можно воспользоваться уже готовой таблицей.
Выбрав в предыдущей таблице необходимое сечение силового кабеля необходимый номинал предохранителя можно подобрать в следующей таблице:
Для подсоединения понадобится межблочный провод, передающий музыку с автомагнитолы к усилителю. Понадобится также управляющий кабель, который подает сигнал усилителю на включение и отключение.
Многие производители предлагают так называемые установочные комплекты к своим усилителям. Они избавляют от необходимости подбирать самостоятельно нужный кабель и другие монтажные элементы.